На сегодняшний день выпускаются довольно большое количество автомобилей, двигатель которых управляется с помощью специального электронного оборудования. В конструкцию такого оборудования очень часто входит один датчик, который называется детонационным. Этот вид датчиков относится к числу электрических элементов особой важности. Именно его нормальная работа позволяет двигателю работать в достаточно экономичном режиме, при этом вырабатывать довольно высокий уровень мощности.
Я уверен, что на сегодняшний день не многие автолюбители действительно понимают, о чём идёт речь. По этой причине я предлагаю рассмотреть принцип работы этого элемента на примере автомобиля ВАЗ 2110. Известно, что на таких моделях отечественных автомобилей детонационный датчик может иметь два вида, при этом не имеет большого значения, является ли двигатель карбюраторным или относится к числу инжекторных. В первом случае датчик напоминает по внешнему виду обычную таблетку, и является широкополосным. Во втором случае датчик напоминаете по внешнему виду бочоночек, и является резонансным. Стоит отметить, что оба этих вида датчиков нельзя считать взаимозаменяемыми.
Итак, это устройство предназначено для сохранения определённой степени детонации. Именно эта степень определяет количество сгораемого топлива, которое попадает в камеру горения.
Давайте рассмотрим основные причины возникновения детонации:
Характеристика топлива, которая называется октановым числом;
Уникальность внутреннего строения двигателя. Самое большое значение имеет вид камеры сгорания топлива, внутреннее давление, тип расположения зажигательных свечей;
Условия эксплуатации. Самое большое значение имеет показатель нагрузки на мотор, состав топлива, попадающего внутрь камеры сгорания и многое другое.
Известно, что чаще всего датчик детонации располагается на блоке цилиндров двигателя. Чтобы хорошо понять принцип работы этого элемента, необходимо знать как происходит пьезоэффект. Возникает процесс детонации, который, конечно, порождает вибрацию. Это всё приводит к тому, что пьезоэлемент (вернее его пластина) начинает подвергаться сжатию. Из-за этого на самой пластине начинает появляться заряд, который находится на обеих её сторонах. Блок управления двигателем опирается на существующие импульсы. Это приводит к тому, что блок управления начинает подбирать угол опережения зажигания.
Впоследствии происходит полное сгорание всей поступающей в камеру сгорания смести. Вдобавок к этому, система получает способность адаптироваться к работе с бензином, октановое число которого, может быть разным.
Теперь, когда мы понимаем общий принцип работы этого датчика и его назначение, давайте разберём основные признаки, которые будут свидетельствовать о его поломке:
Если динамическая способность вашего автомобиля потеряла прежний вид;
Если ваш двигатель начинает троить при работе на холостом ходу;
Если при заведении движка или при разгоне автомобиля в салоне на панели прибора загорается сигнальная лампа под названием «CHECK».
Если вы подозреваете, что этот датчик блока управления работой двигателя пришёл в негодное состояние для дальнейшего эксплуатирования, то вы можете не торопиться обращаться за помощью в специальный салон технического обслуживания. Всё дело в том, что диагностика этого элемента не считается крайне сложной, что делает возможным её проведение самостоятельно.
Давайте обозначим перечень тех инструментов, который обязательно понадобится для осуществления диагностического процесса:
Вольтметр, а лучше всего мультиметр;
Ключ с размером 22 (возможно потребуется размер 13), который имеет торцовый вид;
Отвёртка.
Теперь, когда мы подготовили всё необходимое для осуществления диагностического процесса, мы можем приступить к работе:
Производим съём устройства, которое принадлежит блоку двигателя;
Запускаем тот прибор, который был приготовлен для выполнения измерительных действий;
Далее производим подключение электродов к имеющимся выходам на детонационном датчике. После этого нам понадобится постучать по корпусу элемента с помощью отвёртки;
Если после механического воздействия на экране устройства будут замечены изменения, то датчик находится в рабочем состоянии. Всё дело в том, что датчик запрограммирован реагировать на частоту удара;
В противном случае датчик признаётся неисправным и выбрасывается. На его место следует поместить новый датчик.Известно, что после произведения процесса тестирования водителю может понадобиться заменить испорченный датчик. В случае признания датчика неисправным не стоит терять время, нужно действовать.
Любое промедление может привести к плачевным последствиям. При этом сам датчик не относится к числу дорогостоящих запчастей. При этом замена датчика не относится к числу сложновыполнимых процессов.
Давайте определим правильную последовательность для осуществления замены:
Перед тем, как мы приступим к работе, мы должны дождаться того момента, когда двигатель полностью остынет (если недавно он был заведён). Это необходимо для того чтобы избежать опасности получения ожога, ведь работа будет проводится с теми запчастями, которые при работе двигателя в буквальном смысле накаляются;
Далее нам понадобится полностью обесточить автомобиль. Для этого нам всего лишь понадобится снять клемму со знаком минуса. После этого производим отключение всех проводов, которые подходят непосредственно к самому датчику блока управления двигателем. Стоит отметить, что отсоединение не должно создать определённых сложностей, ведь крепежи специального вида относятся к типу защёлок;
Вооружившись обычным ключом нужного размера, откручиваем гайку, осуществляющую функцию крепления;
Далее производим демонтаж датчика, который располагается на специальной шпильке;
После производим установку на место неисправного элемента новый датчик;
Теперь дело остаётся за малым. Нам необходимо произвести сборку всех механизмов, используя для этого приведённую выше последовательность действий в обратном порядке.