Имеются 4 вида испытаний, которые могут быть проведены при поиске и устранении неисправностей автоматической коробки передач, причем каждое испытание преследует свою цель. Для быстрого и надежного решения проблемы поиска и устранения неисправности, необходимо иметь чёткое понимание целей каждого испытания.
ИСПЫТАНИЕ ПО ЧИСЛУ ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ НЕПОДВИЖНОГО АВТОМОБИЛЯ
Это испытание проводится для проверки общих характеристик двигателя и коробки передач (муфт, тормозов планетарного редуктора). Оно проводится на автомобиле, который не может двигаться, путем измерения оборотов двигателя при переключении на диапазон «D» или «R» и при полном нажатии на педаль акселератора.
Внимание:
Проводите это испытание при нормальной рабочей температуре жидкости (50 - 80°С).
Не проводите это испытание в течении более 5 секунд непрерывно. Для гарантии безопасности проводите это испытание на большой свободной и ровной площадке, обеспечивающей хорошее сцепление.
Испытания на неподвижном автомобиле всегда должны прово¬дится с напарником. Один должен наблюдать за колесами и колесными клиньями снаружи автомобиля, тогда как другой проводит испытание, и в случае, если колеса начали вращаться или колесные клинья начали отходить, напарник, находящийся снаружи, должен немедленно сигнализировать об этом другому.
Проверка числа оборотов двигателя неподвижного автомобиля
• Заблокируйте клиньями передние и задние колеса.
• Полностью затяните стояночный тормоз.
• Левой ногой сильно нажмите тормозную педаль и держите её нажатой.
• Запустите двигатель.
• Включите диапазон «D». Нажмите педаль акселератора до упора правой ногой. Быстро снимите показания числа оборотов двигателя.
• Проведите аналогичные испытания в диапазоне «R».
Число оборотов двигателя неподвижного автомобиля для Тойоты (заднеприводной) - 2200 – 2500 ± 150 оборотов дв.
Оценка испытаний оборотов двигателя
1. Если число оборотов двигателя одинаковое при включении обоих диапазонов без вращения задних колес, но ниже указанной величины, то:
• может быть недостаточная мощность двигателя.
• может быть неправильно работает муфта свободного хода реактора (неисправность в гидротрансформаторе).
2. Если число оборотов двигателя при включенном диапазоне «D» выше указанной величины то:
• может быть слишком низкое давление в магистрали.
• может пробуксовывать муфта переднего хода.
• возможна неправильная работа муфты свободного хода, или муфты повышающей передачи.
3. Если число оборотов двигателя при включенном диапазоне «R» выше указанной величины, то:
• может быть слишком низким давление в магистрали.
• может пробуксовывать муфта прямого включения.
• возможна пробуксовка тормоза первой передачи и заднего хода.
4. Если число оборотов двигателя при включении обоих диапазонов «R» и «D» выше указанной величины, то:
• может быть слишком низким давление в магистрали.
• может быть неправильным уровень жидкости.
• возможно неисправен гидротрансформатор.
ИСПЫТАНИЕ НА ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ
При проведении этого испытания измеряется время, которое проходит с момента переключения из диапазона «N» на диапазон «D» или «R» до момента, когда ощутится удар, вызванный переключением. Оно проводится для проверки износа накладок муфт, накладок тормозов, работы гидравлической системы и т.д.
Внимание!
• Проводите испытания при нормальной рабочей температуре жидкости 50 - 80°С.
• Обеспечьте интервал между испытаниями в одну минуту.
• Проведите три измерения и рассчитайте среднее значение.
Измерение задержки по времени.
1. Полностью затяните ручной тормоз.
2. Запустите двигатель и проверьте число оборотов холостого хода. (Для всех марок автомобилей это число индивидуальное и колеблется в пре¬делах 750 - 900 об\мин).
3. Переместите рычаг переключения из положения «N» в положение «D». С помощью секундомера измерьте время с момента переключения рычага до ощущения удара. Нормальная задержка по времени должна быть менее 1,2 секунды.
4. Таким же образом измерьте задержку по времени при переключении с диапазона «N» на диапазон «R». Нормальная задержка по времени должна быть менее 1,5 секунды.
Оценка испытания по времени
1. Если задержка по времени при переключении с «N» на «D» больше указанной величины:
• может быть слишком низкое давление в магистрали.
• может быть изношена муфта переднего хода. возможно неправильно работает муфта свободного хода повышающей передачи ОД.
2. Если задержка по времени при переключении с «N» на «R» больше указанной величины:
• может быть слишком низкое давление в магистрали.
• может быть изношена муфта прямого включения.
• может быть изношен тормоз 1-й передачи и заднего хода.
• возможно неправильно работает муфта свободного хода повышающей передачи ОД.
ИСПЫТАНИЕ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ
При проведении этого испытания измеряется давление после центробежного регулятора при данной скорости автомобиля и давление в магистрали при данном числе оборотов двигателя. Оно проводится для проверки работы каждого золотника в гидравлической системе управления, а также для проверки утечек жидкости и т.д.
Давление в магистрали в диапазоне «D» на холостом ходу составляет от 3,7 до 4,3 кг\см2.
Давление в магистрали в диапазоне «D» при числе оборотов двигателя неподвижного автомобиля (2100 - 2600 об\мин) составляет от 9,2 до 10,7 кг\см2.
В диапазоне «R» на холостом ходу составляет от 5,4 до 7,2 кг\см2.
В диапазоне «R» при числе оборотов двигателя неподвижного автомобиля (2100 - 2600 об\мин) составляет от 14,4 до 16,8 кг\см2.
ДОРОЖНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Эти испытания проводятся, когда автомобиль находится в движении и коробка передач переключается на повышенные и пониженные передачи, для проверки, соответствуют ли точки переключения стандартным величинам, а также для проверки на удары, буксование, ненормальные шумы и т.д.
Внимание!
Проводите испытания при нормальной рабочей температуре жидкости 50 - 80°С.
Испытания в диапазоне «D».
Включите диапазон «D» и удерживайте педаль акселератора полностью нажатой.
Проверьте следующее:
1. Должно произойти переключение передач с 1 на 2, со 2 на 3 и с 3 на ПП (повышающую передачу) и моменты переключения должны соответствовать числу оборотов двигателя и скорости автомобиля.
Оценка:
а). Если нет переключения с 1-й на 2-ю:
• Может быть неисправным центробежный регулятор.
• Может заедать золотник клапана переключения с 1-й на 2-ю передачу.
б). Если нет переключения со 2-й на 3-ю передачу:
• Может заедать золотник клапана переключения со 2-й на 3-ю передачу.
в). Если нет переключения с 3-й на ПП:
• Может заедать золотник клапана переключения с 3-й на ПП передачу.
• Может быть неисправным клапан с электромагнитным управлением ПП.
г). Если точки переключения не соответствуют приведенным на таблице:
• Может быть разрегулирован трос кулачка дроссельного клапана на кронштейне карбюратора.
• Могут заедать в своих гнездах дроссельный клапан, клапан переключения 1-2 передач, клапан переключения 2-3 передач, клапан переключения 3-4 передач, а также вспомогательные клапана.
2. Также проверьте на удары и буксование при переключении 1-2, 2-3, 3-ПП.
Оценка:
Если имеет место чрезмерный удар, то:
• Может быть слишком высоким давление в магистрали.
• Может быть неисправным аккумулятор (поршень в корпусе автомата).
• Может заедать запорный шарик.
3. Проверьте механизм блокировки.
а). Двигайтесь с включённым диапазоном «D», на повышающей передаче, с устойчивой скоростью (блокировка включена) около 70 км\час.
б). Слегка нажмите на педаль акселератора и проверьте не меняются ли резко обороты двигателя. Если имеет место большой скачок оборотов двигателя, блокировки нет.
Испытание в диапазоне «2».
Включите рычаг переключении на диапазон «2» и, двигаясь при полностью нажатой педали акселератора, проверьте следующее:
1. Убедитесь что есть переключение с 1-й на 2-ю передачу и что момент переключения соответствует числу, показанному в таблице автоматического переключения.
2. При движении с включенным диапазоном «2» (2-я передача) отпустите педаль акселератора и проверьте, происходит ли торможение двигателем.
Оценка:
Если нет торможения двигателем:
• Может быть неисправным тормоз 2-й передачи при торможении двигателем.
• Может заедать золотник клапана 2-й передачи.
3. Проверьте на наличие ненормального шума при ускорении и замедлении и ударов при переключении на повышенные и пониженные передачи.
Испытание в диапазоне «L».
1. При движении с включенным диапазоном «L» убедитесь в невозможности переключения на 2-ю передачу.
2. При движении с включенным диапазоном «L» отпустите педаль акселератора и проверьте торможение двигателем.
Оценка:
Если нет торможения двигателем:
• Может быть неисправным тормоз 1-й передачи и заднего хода.
3. Проверьте на наличие ненормального шума в процессе разгона и замедле¬ния.
Испытание в диапазоне «R».
Включите диапазон «R» и, трогаясь при полностью нажатой педали акселератора, проверьте наличие буксования.
Испытание в диапазоне «Р».
Остановите автомобиль на уклоне (более 5°) и после переключения на диапазон «Р» отпустите стояночный тормоз. Убедитесь, что собачка защёлки ручного тормоза удерживает автомобиль на месте.