Ни для кого не секрет что составными элементами двигателей внутреннего сгорания являются поршни и цилиндры. Данные детали довольно близки в своем размерном соотношении, но несмотря на высокую точность и методичность их производства, огрехи все же возможны. Они представляют собой зазоры, которые делают возможным проникновение газов в мотор. Данное явление недопустимо, так как в результате из картера в отсеки двигателя может проникнуть моторное масло. Дабы предотвратить возникновение этих нежелательных явлений в машиностроении используют поршневые кольца.
Данная деталь представляет собой кольца, которые не замыкаются и располагаются с учетом небольшого зазора в поршневых канавках.
Как правило, их можно условно разделить на следующие категории:
компрессионные, главное свойство которых – исключение возможности попадания газа из камеры в картер;
маслосъемные – служат, как следует из самого названия, для удаления остатков или же излишков моторных масел, которые остаются на стенках цилиндра.
Если провести аналогию между этими двумя видами поршневых колец, можно сказать, что компрессионные имеют ровную гладкую поверхность, а вот маслосъемные оснащены сквозными прорезями, которые и способствуют выведению масли из цилиндра.
Следует подметить, что количество колец может колебаться. К примеру, в самом начале эры автомобилей, которой были характерны тихоходные машины, в составе двигателя можно было насчитать до семи колец. Но благодаря современным прогрессивным технологиям, их количество уменьшилось до трех и теперь мы имеем 1 маслосъемное и 2 компрессионных поршневых кольца.
Для производства данных деталей автомобиля используются различные материалы, начиная от чугуна и нержавеющей стали и заканчивая хромом и молибденом. Каждый из них имеет свои неоспоримые преимущества. Чугун, к примеру, обладает неимоверной популярностью, что обусловлено доступной стоимостью и отличными эксплуатационными характеристиками данного материала. С другой стороны, нержавеющая сталь, имеющая схожие показатель с хромом, способна обеспечить жароустойчивость, а также долгий срок службы поршневых колец. А вот молибден больше всего используется для покрытия рабочей области детали, что помогает значительно увеличить ее ресурс. Также, такие кольца гораздо быстрее прирабатываются к поверхности цилиндра, что имеет большое значение при проведении капитального ремонта транспортного средства.
Как уже было сказано, современный автомобиль оснащен, как правило, тремя кольцами, но это никак не значит что все они производятся из одинаковых материалов. В связи с тем, что они работают в разных условиях, то и эксплуатационные требования к ним, будут отличаться.
Первое из трех – это компрессионное кольцо. Она, как правило, нагружается более всех остальных. Поэтому требования к нему выдвигаются самые высокие. Такая деталь должна иметь наивысшую степень жаро- и износоустойчивости, поэтому опытные производителя для изготовления первого компрессионного кольца обращаются к такому материалу как чугун, который имеет вставки из молибдена.
Далее идет еще одно компрессионное кольцо, но оно, в отличии от предыдущего, подвержено менее напряженным условиям работы. Данная деталь имеет две основные рабочие задачи, такие как, обеспечение дополнительного уплотнения, а также выполнение функции скребка, что помогает предотвратить проникновение моторного масла в камеру сгорания.
Ну и завершает трио колец – маслосъемное кольцо, которое крепится под двумя компрессионными. Его поверхность не гладкая, а наоборот, имеет некие отсеки, которые помогают выводить излишки масла. Современнее машиностроение использует определенную технологию, согласно которой на каждый поршень крепится одно маслосъемное кольцо, хотя ранее их было несколько.
Как и что лучше выбрать?
Ремонт, в особенности капитальный, это тот процесс, который требует тщательного и продуманного подхода. Это касается и выбора поршневых колец. В противном случае можно столкнуться с проблемой недостаточной компрессии или же неким явлением, при котором происходит заклинивание поршней цилиндра и разрушение колец, что может привести к появлению задирок на самих поршнях, а также на цилиндре.
Выбирая для своего автомобиля детали данной категории, не помешает сперва обратиться к таблице ремонтных размеров, при помощи которой можно без особого труда подобрать необходимый диаметр ремонтной детали.
Обобщая, можно сказать, что процесс капремонта должен пройти несколько этапов. На первом производится растачивание цилиндров под первый ремонтный размер, но при этом также будет необходимо оставить небольшой зазор на хонингование. На следующем этапе следует выполнить замену прежних поршней новыми, при этом они должны иметь слегка увеличенный диаметр. На последнем этапе на поршни устанавливаются кольца первого ремонтного размера.
Что радует, так это тот факт, что таблица, использующаяся в ремонте – универсальна, а это значит, что выбрать из целого множества предложений то единственное, не составит особого труда.
Но, хотя универсальность – это довольно хорошее явление, вопросы, требующие тщательного рассмотрения, все-таки имеются. К примеру, многие автолюбители задаются вопросом о том, каким кольцам лучше отдать предпочтение. Поэтому, дабы не зайти в тупик, можно прислушаться к некоторым советам опытных автолюбителей или же профессионалов автопромышленности. Вот, например, если замена производится с целью восстановления прежней работоспособности мотора, для работы сгодятся штатные кольца. Но если же, владелец автомобиля преследует цель улучшения характеристик своего транспортного средства, тогда остановить свой выбор лучше на более «продвинутых» или же «навороченных» изделиях. К данной категории можно отнести молибденовые или же хромированные поршневые кольца.