Теперь перейдем от фантазий к реальным фактам.
Сегодня распространено мнение, что технический потенциал продукции крупных автопроизводителей настолько качественен и высок, что современные модели и вовсе не нуждаются в прохождении обкатки и с первых километров готовы к полноценной эксплуатации. Возможно, под этим мнением есть некоторая технологическая основа. Более того, машина, которая на 10-м километре пробега развила максимальную скорость вряд ли встанет посреди маршрута с заклинившим мотором.Но здесь самое время посмотреть в «мануал»1 и прочитать о допустимых скоростях на первых 3 000 км пробега. И все эти ограничения придуманы не просто так. Итак, вопреки распространённому мнению, мотор новой машины не стоит вводить в активную «жизнь» посредством длительной работы на высоких оборотах. Проблема в том, что при такой обкатке движка происходит притирка элементов. В результате, когда начинается эксплуатация такого силового агрегата в нормальном режиме, выполняется его вторичная приработка (и, конечно, повторный износ) с учётом изменившихся условий.
Кроме того, при обкатке следует избегать работы мотора на максимальных оборотах, а также резких разгонов (в инструкции, как правило, указываются допустимые обороты в зависимости от пробегов), а также движения «в натяг», то есть с большими нагрузками на низких оборотах.
Многие считают, что оптимальная работа мотора в период обкатки, да и после него, составляет от 2 до 4 тыс. оборотов. Иногда даже называют оптимальную «обкаточную скорость» - в пределах 90–110 км/ч. Но это мнение только отчасти справедливо. Характеристики современных двигателей (да и в целом автомобилей) настолько отличаются, что так резко очертить диапазон обкаточного режима, подходящего для всех силовых агрегатов будет неправильно. Если говорить общими словами, то показатель тахометра должен по возможности находиться в средней области активной зоны шкалы, а «правильная» скорость будет определяться общим передаточным числом внешнего диаметра передних колёс и трансмиссии.
К особо тяжёлым эксплуатационным условиям и, соответственно, самой обкатки также следует отнести езду в больших городах с их бесконечными пробками и неустойчивым ритмом, а также непродолжительные и частые поездки, в процессе которых мотор просто не успевает переходить в нормальный режим работы.
Но, как говорится, не двигателем единым — в ходе обкатки по возможности следует избегать и частых торможений, особенно резких (разумеется, если это не касается экстренного торможения). Дело в том, что на первой сотне километров идет «приработка» не только трансмиссии и мотора. Одновременно обкатываются и многочисленные элементы тормозной системы.
При обкатке также не стоит увлекаться испытанием «грузовых» способностей автомобиля (даже в пределах, оговорённых техническими документами). В отношении буксировки прицепа можно сказать следующее: в некоторых инструкциях буксировка на не обкатанном автомобиле прямо запрещена.
Ну и наконец, главное — грамотная обкатка машины после ее приобретения может продлить служебный срок главных агрегатов и узлов, обеспечив их надежную и экономичную работу. А неправильная — понятно, к чему может привести.